
Полное наименование: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский музыкальный колледж»
Сокращенное наименование: ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»
Дата создания образовательной организации: 17 января 1924 года
Учредитель: Министерство культуры Пермского края
Местонахождение образовательной организации:
Режим и график работы:
Контактные телефоны и адреса электронной почты:
Органы управления:
Общее собрание трудового коллектива
Педагогический совет
КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Устав ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»
Изменения в Устав ГБПОУ Пермский музыкальный колледж — 2024
Правила внутреннего распорядка обучающихся
Правила внутреннего трудового распорядка
Отчет о результатах самообследования:
Режим занятий обучающихся
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение «О порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления студентов»
Отчеты о выполнении Гос. заданий
Положение о производственной и учебной практике обучающихся
Положение о производственной и учебной практике обучающихся
Отчет по устранению недостатков 2020 г. (нужно внести)
Положение о стипендиальном обеспечении
Положение о порядке обучения по ИУП
Численность студентов на 01.02.2023
Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда
Приказ, положение и политика-персональные данные
Положение об оплате труда и стимулировании работников
Документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг (нужно внести)
Документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (нужно внести)
Положение об учебной и производственной практике 2017 (нужно внести)
Положение о защите обучающихся от информации (нужно внести)
Положение «Об электронной информационно-образовательной среде»
Обучение в колледже ведется по очной форме на русском языке по следующим специальностям
(срок обучения — 3 года 10 месяцев):
Специальности | Квалификация |
53.02.01 «Музыкальное образование» Уровень – базовая подготовка | Учитель музыки, музыкальный руководитель, педагог организатор музыкального досуга молодежи/детского музыкального театра |
53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады» (по видам) — инструменты эстрадного оркестра — эстрадное пение Уровень – углубленная подготовка | Артист оркестра, ансамбля; преподаватель игры на инструменте/по классу вокала; руководитель эстрадного коллектива
|
53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов) — фортепиано — оркестровые струнные инструменты — оркестровые духовые и ударные инструменты — народные инструменты Уровень – углубленная подготовка | Артист; преподаватель; концертмейстер |
53.02.04 «Вокальное искусство» Уровень – углубленная подготовка | Артист – вокалист, преподаватель; артист академического хора, ансамбля |
53.02.06 «Хоровое дирижирование» Уровень – углубленная подготовка | Дирижёр хора, преподаватель; руководитель хора и творческого коллектива, артист хора и ансамбля |
53.02.07 «Теория музыки» Уровень – углубленная подготовка | Преподаватель; организатор музыкально-просветительской деятельности |
Срок действия государственной аккредитации до 14.06.2023 г.
Аннотации, программы профессиональных модулей, программы практик, программы воспитания
53.02.01 Музыкальное образование
Программы подготовки специалистов среднего звена 2023
Программы подготовки специалистов среднего звена 2022
Инструменты народного оркестра
Музыкальное искусство эстрады вокал
Музыкальное искусство эстрады инструменталисты
Музыкальное образование 1-2 курсы
Музыкальное образование 3-4 курсы
Оркестровые духовые и ударные инструменты
Оркестровые духовые и ударные инструменты
Оркестровые струнные инструменты курс
Оркестровые струнные инструменты 4 курс
Теория музыки
Фортепиано
Хоровое дирижирование
Вокальное искусство
Специальности
Пояснительная записка к учебному плану специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов). Фортепиано.
Инструменты народного оркестра
Инструменты народного оркестра 4 курс
Музыкальное искусство эстрады вокал 4 курс
Музыкальное искусство эстрады вокал курс
Музыкальное искусство эстрады инструменталисты курс
Музыкальное искусство эстрады инструменталисты 4 курс
Музыкальное образование 4 курс
Музыкальное образование 1-3 курсы
Оркестровые духовые и ударные инструменты
Оркестровые духовые и ударные инструменты 4 курс
Оркестровые струнные инструменты курс
Оркестровые струнные инструменты 4 курс
Теория музыки
Теория музыки 4 курс
Фортепиано
Фортепиано 4 курс
Хоровое дирижирование
Хоровое дирижирование 4 курс
Вокальное искусство
Вокальное искусство 4 курс
Музыкальное искусство эстрады (вокал)
Музыкальное искусство эстрады (нструменталисты)
Инструменты народного оркестра
Вокальное искусство
Оркестровые духовые и ударные инструменты
Теория музыки
Оркестровые струнные инструменты
Фортепиано
Хоровое дирижирование
Музыкальное образование 1-2 курс
Музыкальное образование 3 курс
Музыкальное образование 4 курс
Численность обучающихся
ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»
Обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами, отсутствуют.
2017-2018 учебный год (скачать)
2016-2017 учебный год (необходимо внести)
2015-2016 учебный год (необходимо внести)
(раздел пуст на старом сайте)
Информация о программе ДОД по предмету Сольфеджио
Информация о программе ДОД по предмету Флейта
Информация о программе ДОД по предмету Фортепиано
Информация о программе ДОД по комплексу предметов (Ритмика, сольфеджио, оркестр) для групп ОМР
Информация о программе ДОД по предмету Музыкальная литература
Информация о программе ДОД по предмету Скрипка
Административно-управленческий состав
Директор — Жарова Анна Сергеевна,
тел.: (342) 237-74-18,
e-mail: permmc@mail.ru
Заместитель директора по учебной и методической работе — Минакова Елена Валерьевна
тел.: (342) 212-06-69
e-mail: permmc@mail.ru
Заместитель директора – Ларионова Наталья Петровна,
тел.: (342) 212-10-92,
e-mail: permmc1@mail.ru
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Информация о библиотеке
Информация об оборудованных учебных кабинетах, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информационно-коммуникационная образовательная система «Сферум»
Информация об условиях питания обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Информация о средствах обучения и воспитания
Информация об объектах для проведения практических занятий, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Положение о порядке оказания платных образовательных услуг
Положение о порядке оказания платных образовательных услуг
Приказ об утверждении стоимости платного обучения на 2023-2027 уч. годы
Приказ об утверждении гос.задания на 2023-2025 гг.
Информация о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года
Информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки
Соглашение о сотрудничестве с общежитиями
Актуализированные ФГОС СПО 2014
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО ПЕРМСКОГО КРАЯ
Пункты оказания юридической помощи:
г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 24, тел. 212-12-61 |
г. Пермь, ул. Шишкина, 3- 12, тел. 212-12-61 |
г. Губаха, проспект Ленина, д. 35, тел. 8-919-44-60-764 |
г. Чусовой, ул. 50 лет ВЛКСМ, 2В, тел. 8-908-27-01-525 |
г. Верещагино, ул. Фабричная, д. 87 тел. 8-950-46-59-784 |
г. Кунгур, ул. Советская, д. 26, тел. 8-982-43-63-943 |
г. Чернушка, ул. 48-ой Стрелковой бригады, 3, тел. 8-904-84-98-811 |
г. Соликамск, ул. Молодежная, д. 27, тел. 8-982-48-01-170 |
г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 30, тел. 8-950-46-18-084 |
Для получения бесплатной юридической помощи необходим паспорт и документ, подтверждающий льготную категорию.
Справки по телефону: +7 (342) 212 12 61
Бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера оказывается в следующих случаях:
В сфере жилищного и земельного законодательства:
В сфере трудового законодательства:
В сфере семейного законодательства:
В сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения:
По иным вопросам:
Категории граждан, имеющие право на бесплатную юридическую помощь
Представитель гражданина помимо документов, подтверждающих право на получение бесплатной юридической помощи представляет документ, удостоверяющий личность, доверенность или документ, подтверждающий права законного представителя.
В настоящее время имеются вакансии концертмейстера и преподавателя теоретических дисциплин.
Справки по телефону (342) 212-10-92
Отправить свое резюме Вы можете на электронный адрес колледжа: permmc@mail.ru
ИНН 5902290515, КПП 590201001
Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, 71
Получатель: Министерство финансов Пермского края (ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж» л/с 208250062)
р/с 03224643570000005600 Отделение Пермь Банка России//УФК по Пермскому краю г.Пермь
БИК 015773997
Казнач.счет 40102810145370000048
ОКТМО 57701000
КБК 00000000000000000131
Директор: Жарова Анна Сергеевна (действует на основании Устава)
тел. 237-74-18 эл.адрес: permmc@mail.ru
Тел. 212-10-92 эл.адрес: permmc1@mail.ru
ОКАТО 57401000000 ОКПО 02177381
ОКТМО 57701000 ОКВЭД 85.21
ОГРН 1025900533922 ОКОГУ 2300231
ОКФС 13 ОКОПФ 75203
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.06.2015 № 06-656)
Используемые сокращения:
— Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Порядок № 464 — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.06.20 № 464 (с изменениями);
— Порядок приема — Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36;
— СПО — среднее профессиональное образование;
— ОП — образовательные программы.
Вопрос 1. Возможно ли осуществить прием поступающего, имеющего среднее общее образование, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования за счет средств бюджета? Не возникнет ли в данном случае ситуации получения среднего общего образования во второй раз?
Ответ. Согласно статье 55 Федерального закона N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ к освоению ОП СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ.
Прием обучающихся осуществляется на обучение по соответствующей ОП СПО, отдельно программа среднего общего образования в данном случае не реализуется (ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ), поэтому нельзя говорить, что лицо получает образование соответствующего уровня повторно и есть основание для отказа в приеме на обучение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ.
Таким образом, законодательство об образовании не содержит ограничений по приему на обучение по ОП СПО на базе основного общего образования для лиц, имеющих среднее общее образование. Данные лица поступают на общих основаниях, и, в случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет соответствующих бюджетов, прием на обучение осуществляется на основе результатов освоения поступающим именно ОП основного общего образования, указанных в аттестате об основном общем образовании.
Впоследствии студенту в соответствии с пунктами 3 и 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО, на основании его аттестата о среднем общем образовании, а также установлен индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение ОП СПО на основе индивидуализации содержания исходя из полученного обучающимся среднего общего образования.
Вопрос 2. Возможно ли принять выпускника 11-го класса общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании, на второй курс колледжа на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, прием на которую осуществлялся на базе основного общего образования?
Ответ. Согласно статье 55 Федерального закона N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Прием проводится для освоения всей ОП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе в части требований к сроку освоения ОП.
Прием на обучение по ОП СПО осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ и Порядком приема. В соответствии с пунктом 20 Порядка приема предусматривается прием документов на поступление только на первый курс, прием на второй и последующие курсы законодательством об образовании не предусмотрен.
Таким образом, законодательство об образовании не предусматривает возможность осуществления приема на второй и последующие курсы для обучения по ОП СПО. Прием осуществляется на первый курс, однако впоследствии обучающемуся в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ может быть установлен индивидуальный учебный план, предусматривающий ускоренное обучение, в пределах осваиваемой ОП СПО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Вопрос 3. Применяются ли льготы при приеме на обучение по ОП СПО на основе результатов освоения поступающими программы основного общего или среднего общего образования?
Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами СПО, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, за исключением приема на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств (ч. 4 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ).
В случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (ч. 4 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ).
Каких-либо специальных льгот при приеме на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования Федеральный закон N 273-ФЗ и Правила приема не предусматривают, следовательно, все категории обучающихся принимаются на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в общем порядке.
Вопрос 4. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) поступающего, который уже имеет среднее профессиональное образование, но полученное ранее за плату?
Ответ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).
Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. В своем определении от 05.10.2001 N 187-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые, независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.
Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее СПО, вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.
Вопрос 5. На специальность среднего профессионального образования подано больше заявлений, чем профессиональной образовательной организации установлено контрольных цифр приема. Возможно ли осуществлять прием сверх контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг?
Ответ. Согласно части 1 статьи 100 Федерального закона N 273-ФЗ число обучающихся по ОП СПО за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по соответствующим профессиям, специальностям, которые распределяются по результатам публичного конкурса.
Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по ОП СПО учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. Лица, результаты получения общего образования которых оказались хуже, чем у других абитуриентов, и которые оказались за пределами установленных контрольных цифр приема, могут либо выбирать иные образовательные организации, профессии или специальности, либо поступить на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация.
Право образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях прямо предусматривается частью 3 статьи 101 Федерального закона N 273-ФЗ.
Таким образом, образовательные организации вправе осуществлять прием на обучение по ОП СПО сверх установленных контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг.
Вопрос 6. Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования по заочной форме?
Ответ. В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вопрос 7. В профессиональной образовательной организации сформирована группа студентов по ОП СПО в количестве 25 человек в соответствии с контрольными цифрами приема, однако поступающих было больше. Возможно ли добавить в эту группу 5 — 6 человек, желающих обучаться платно?
Ответ. В соответствии с пунктом 29 Порядка N 464 численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек.
Таким образом, формирование группы численностью более 25 человек противоречит законодательству об образовании.
Вопрос 8. Можно ли зачислить в порядке перевода на первый курс профессиональной образовательной организации для обучения по программе подготовки специалистов среднего звена студента первого курса вуза по программе бакалавриата?
Ответ. В соответствии с пунктом части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.
Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ среднее профессиональное образование и высшее образование — бакалавриат являются разными уровнями профессионального образования.
Законодательство об образовании не предусматривает перевода студентов с ОП одного уровня на ОП другого уровня образования. Таким образом, перевод студента первого курса образовательной организации высшего образования по программе бакалавриата на первый курс профессиональной образовательной организации по ОП СПО невозможен. Поступление для обучения по ОП СПО лиц, ранее обучавшихся по программам высшего образования, но не завершивших обучение, осуществляется в общем порядке, с учетом результатов освоения образовательной программы среднего общего образования, если численность поступающих превышает количество контрольных цифр приема за счет средств бюджетных ассигнований.
Вопрос 9. Каким образом осуществляется прием на обучение по ОП СПО на основе вступительных испытаний? Означает ли проведение вступительных испытаний прием на конкурсной основе по результатам прохождения указанных испытаний?
Ответ. Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ при приеме на обучение по ОП СПО по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания. Перечень специальностей СПО, по которым могут проводиться вступительные испытания при приеме на обучение, установлен пунктом 29 Порядка приема.
Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема — локальным нормативным актом профессиональной образовательной организации. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.
Законодательство об образовании не предусматривает оценивание результатов вступительных испытаний в баллах или в иной дифференцированной форме. Результатом проведения вступительных испытаний может быть только их прохождение либо непрохождение.
При этом, если численность поступающих, прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета, образовательная организация учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.
Вопрос 10. Учитываются ли при переходе с платного обучения на бесплатное обучение бюджетные места, которые заняты студентами, находящимися в академическом отпуске?
Ответ. Согласно пункту 3 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.20 N 443 <1>, количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на академический отпуск в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от .06.20 N 455 <1> (далее — Порядок N 455). Согласно пункту 6 Порядка N 455 обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
Однако в период нахождения в академическом отпуске лицо не утрачивает своего статуса обучающегося. В соответствии с абзацем 14 подраздела 2.1.2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N СПО-1, утвержденных приказом Росстата от 21.08.2014 N 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций» <1>, студенты, находящиеся в академическом отпуске, учитываются по тому курсу, на котором они числятся приказом по образовательной организации.
Следовательно, находясь в академическом отпуске, гражданин является обучающимся и за ним сохраняется то бюджетное место, которое было за ним закреплено при поступлении и (или) дальнейшем обучении в образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка N 455 академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Иными словами, обучающийся может в любой момент до окончания периода предоставления академического отпуска его прервать и продолжить освоение образовательной программы.
Таким образом, исходя из вышеизложенного бюджетное место, закрепленное за обучающимся, находящимся в академическом отпуске, не является вакантным и не может учитываться в целях реализации права лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, на переход с платного обучения на бесплатное.
Вопрос 11. Является ли отчисление из профессиональной образовательной организации за академическую неуспеваемость видом дисциплинарного взыскания? Нужно ли применять порядок, предусмотренный для дисциплинарных взысканий?
Ответ. Академическая задолженность возникает при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или при непрохождении промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 273-ФЗ).
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 273-ФЗ и локальными нормативными актами образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (ч. 11 ст. 58 Федерального закона N 273-ФЗ).
Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана рассматривается согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ как самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, наряду с применением к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Последнее основание применяется согласно части 4 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
Таким образом, наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной статьей 43 Федерального закона N 273-ФЗ и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15.03.20 N 185.
Вопрос 12. Каким образом производится отчисление несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?
Ответ. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 68 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
2) в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
За неоднократное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся, согласно частям 4 и 8 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ, может быть применена такая мера дисциплинарного взыскания, как отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Если обучающийся является несовершеннолетним, то его отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по ОП СПО в любом случае уже имеет основное общее образование).
Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана как основание для прекращения образовательных отношений с обучающимся предусмотрено частью 11 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ. Согласно данной норме обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
При этом следует подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что студент получал СПО с одновременным получением среднего общего образования, он является обучающимся только по основной профессиональной образовательной программе, поскольку среднее общее образование он получал в пределах соответствующей ОП СПО и не может рассматриваться как обучающийся по ОП среднего общего образования. Исключение из общих правил составляет отчисление из образовательной организации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не получили общего образования, в том числе не имеющих среднего общего образования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <1> такое отчисление возможно только с согласия органов опеки и попечительства.